Многие платья, костюмы и обувь прошлых веков вызывают недоумение, даже ухмылку. Хорошо, что есть и другие, противоположные примеры.
Отрезок времени, пришедшийся на паузу между двумя кровопролитными войнами, обогатил мировую культуру таким феноменом, как арт-деко. Одежда, созданная в этом ключе, модная в 20-30 годах прошлого столетия, и сегодня будоражит воображение, восхищая изяществом линий, великолепием текстур и роскошью красок.
Предпосылки и философия стиля арт-деко
Само название – арт-деко – связано с Международной выставкой декоративного искусства, состоявшейся в 1925 году в Париже. Но сложилось явление раньше, замкнув в себе модерн и неоклассику, актуальные в те годы футуризм и конструктивизм.
Можно сказать, «закройщиком» стиля выступило Время, рубежный, знаковый XX век. Послевоенная тяга к роскоши и развлечениям, стремительный прогресс, первые авиаперелеты, географические экспедиции и археологические сенсации, новые технологии и синтетические материалы… Все это стало той живительной средой, в которой зародился и бурно расцвел новый эклектический стиль.
Мощное воздействие на его формирование оказала геополитика. Во-первых, эйфория, охватившая Европу в связи с окончанием жесточайшей мировой бойни. Во-вторых, на карте появились новые государства, из-за чего вспыхнул интерес к культуре, предметам одежды, узорам народов Прибалтики, Польши, Чехословацкой республики, Румынского и Югославского королевств.
В свою очередь, советский авангард с одной стороны, и русская эмиграция с другой создали ажиотажный спрос на костюмы а-ля рюс. Кстати, на той самой выставке в Париже советская делегация, представленная художниками, дизайнерами и промышленниками, удостоилась множества наград, а изделия кружевниц из Вологды получили «золото». В итоге на пик популярности взметнулись платья с русской символикой, накидки, стилизованные под шали, и шляпы-кокошники. Представьте, в 20-е годы русские кокошники носили даже в Голливуде: остались фото, на которых в них позируют Кэрол Ломбард, Долорес Дель Рио, Мэри Пикфорд и другие звезды черно-белого экрана.
Характеристика и особенности стиля
Годы войны и лишений сообщили новому направлению «аппетит» к жизни: жажду познавать, путешествовать, танцевать, заниматься спортом и науками. Новые виды транспорта и туристические маршруты привнесли в одежду обилие этнических, анималистических и экзотических мотивов. Открытия археологов – отсылки к древним цивилизациям. Предшествующий модерн оставил томность и толику вычурности. А изменившиеся политические реалии, борьба суфражисток и феминизм добавили в эту копилку упрощенные и смелые фасоны.
Что получилось в итоге?
Эффектный и артистичный стиль, которому присущи:
- дорогие, плотные или полупрозрачные, а также новые для той эпохи ткани.
- Ручная вышивка, щедрая, замысловатая отделка бисером, стеклярусом, жемчужинами, перьями.
- Драпировки, складки, воланы, банты, вызывающие в памяти японские кимоно и древнегреческие хитоны, средневековые плащи и арабские тюрбаны.
- Краски, характерные для самоцветов, драгоценных камней и металлов.
- Граненые геометрические узоры, ступенчатые линии, зигзаги; фольклорные орнаменты (меандр, пальметта, лотос, зиккурат), спирали, ассоциирующиеся с солнцем.
- Растительные и животные принты: тропические листья и лианы, пятна ягуара, полосы тигра и зебры.
- Изысканные украшения из желтого золота и платины с алмазами, черным лаком, эмалью, поделочными минералами. Колье-воротники, сотуары, бусы длиной до пояса. Портмоне, портсигары, мундштуки из нефрита, яшмы, бирюзы, аметиста, слоновой кости и крокодиловой кожи. Пуговицы, запонки, булавки, зажимы для галстука, броши в виде древнеегипетских и майяских артефактов.
Материалы и колористика в стиле арт-деко
Арт-деко тянется к изобилию, блеску и шику, словно растение к свету. Он выбирает бархат и панбархат, парчу, натуральный шелк, шифон, переливчатый атлас, тафту и муар, кружева и гипюр… А также появившиеся тогда, в 20-е годы, трикотаж и вискозу.
В туалетах очень часто сочетались разные фактуры, например, соединялись сатин и тюль, креп и меха. Вечерние наряды украшались кружевами, а также ручной вышивкой – ришелье, тесьмой, жгутом, бисером с шелковой нитью.
Любимцы арт-деко – краски густые, интенсивные, драгоценные. Модными считались рубиновый, коралловый, медовый, кобальтовый, бордовый, жемчужный, изумрудный цвет… А в конце 20-х, когда Коко Шанель придумала знаменитое мини-платье, то, наконец, и черный.
Арт-деко в женской моде
«Знаменем» стиля можно назвать платье. У него особенный покрой: лиф лаконичный, плечи обнажены, смелое, длинное декольте нередко сочетается с таким же глубоким разрезом на спине, а пояс смещен либо вверх, либо книзу. Ни грудь, ни талия между тем не акцентированы, внимание сосредоточено на юбке. Подол её очень часто неровный и «рваный», а плиссе, бахрома, меховая опушка или крупные банты подчеркивают скрытую линию бедер. Несмотря на то, что платья арт-деко тяготеют к прямым силуэтам, выглядят они невероятно призывно и дерзко.
Женские наряды были и в пол, и миди, и короткими. Появление последних связано с модными тогда экспрессивными танцами: в небольшом, свободном платье, во-первых, было удобнее отплясывать чарльстон и шимми. Во-вторых, сияющий декор и бахрома, колыхаясь музыке в такт, создавали «танец в танце».
Тусовщицы 20-30-х годов, они же флэпперы, разнообразили свой облик тонкими, летящими шарфами, длинными перчатками, накидками из перьев, объемными боа, пелеринами, горжетками, манто из гладкого меха, а также просторными пальто непременно с меховой отделкой.
В будни, на работу носили блузы с матросским воротом, юбки, скроенные по косой, белые платья с удлиненными жилетами – простые, но неизменно элегантные.
Обувь.
В 30-е ускорились темпы, мир охватила джазовая лихорадка, появились культовые мюзиклы, стали проводиться танцевальные марафоны. Все это вызвало к жизни новую модель обуви – туфли для танцев на стабильном, прочном каблуке. Их украшали и одновременно делали устойчивей пуговички на подъеме, ремешки и перепонки с кристаллами, бусинами, даже бриллиантами.
Появились также сандалии без каблука, дамские полуботинки, резиновые ботики и спортивные туфли, в которых было сподручно ездить в авто, кататься на велосипеде, играть в теннис.
Головные уборы.
Тут и там мелькали шапочки-клош (в форме колокольчика), шляпки с неширокими, опущенными полями, тюрбаны, газовые косынки и бандо – обручи из лент, расшитые стразами, украшенные искусственными цветами или перьями.
Чулки. Они производились только светлые, с легким блеском, телесного, розового, золотисто-песочного цвета. Перчатки, полагавшиеся к вечернему туалету тоже дополняли вышивкой, росписью, плиссировкой, инкрустациями. Зимой руки прятали в меховые муфты, сшитые из кролика, но имитирующие шкуру леопарда или «шанхайского барса».
Бижутерия.
Особо почитался черный оникс; с удовольствием носились серьги-кисти, кулоны и геммы, ожерелья и браслеты в виде змей. В «ревущие 20-е» появились и остались навсегда крупные и яркие коктейльные кольца.
Сумки. Кожаные продолговатые мини-саквояжи, бархатные мешочки, ридикюли из парчи, вышитые бусинами, пайетками, с кистями и брошами-застежками, вязаные кошельки на длинных лямках… Все это было не столько предметами ручной клади, сколько дополнительным декором.
Детали. Арт-деко внимателен к мелочам: пудреницы, ключницы, таблетницы… Подобные детали, выполненные с искусным усердием, играли ту же роль, что сегодня смартфон последней модели: являлись маркером социального положения.
Арт-деко в мужской моде
Мужской образ в стиле 20-30-х годов – такой же дорогой, эксклюзивный, но все же менее новаторский, чем женский.
В качестве делового костюма мужчины в тот период начали использовать благородную тройку и пиджаки на двух пуговицах, а вечерний фрак уступил парадному смокингу.
В мужском гардеробе появились сначала клетчатые пиджаки, шотландские свитера, брюки-гольф и бриджи, вязаный галстук… А затем полосатые брюки, спортивные пуловеры, трикотажные джемперы, кожаные регланы.
Консервативный пиджак стал более свободным, его лацканы длиннее, плечи и грудь шире. Доминировали коричневый цвет и хаки.
Головные уборы. Цилиндры и котелки превратились в архаику, их вытеснили хомбурги из плотного фетра, федоры с лентами на тулье и шляпы-панамы, появление которых обязано открытию в 1920 году Панамского канала. Средний класс носил клетчатые кепи, а летом канотье из соломы. В СССР шли нарасхват «командирские» фуражки с лаковым козырьком.
Обувь. Её коллекцию составляли оксфорды, броги и другие перфорированные ботинки, а также челси.
На выход мужчины тех лет предпочитали туфли либо лаковые, либо из замши, их нередко дополняли чехлами-гамашами более светлого цвета.
Все виды мужской и женской обуви, полный список
Галстуки – узкие, пластроны или бабочки – фиксировали булавками и зажимами. Кроме этих деталей частью арт-деко стали специальные галстучные цепочки, планки и скрепления для воротников. По улице солидным господам полагалось прогуливаться с тростью, а на балах и званых вечерах появляться с бутоньеркой.
Арт-деко сегодня
Он не просто жив, а до сих пор переосмысливается и обновляется.
В 2013 году в прокате появился фильм «Великий Гэтсби» – пятая попытка экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фицжеральда. Попытка оказалась сверхудачной, и мир буквально сошел с ума, сраженный не только актерской игрой, но великолепными костюмами.
Мужскую одежду для персонажей создали стилисты дома Brook Brothers, одевавшего когда-то Кларка Гейбла, Барри Фицжеральда, Джеймса Стюарта. Женские наряды разрабатывали модельеры Prada. Получились фантастически изысканные туалеты, в полной мере отражающие роскошь, утонченность и беспечность, ностальгический шарм ушедшего времени.
В наши дни моду 20-30-х годов регулярно цитируют Gucci, Derek Lam, Marchesa, Vionnet, выводя на подиумы девушек в струящихся платьях с заниженной талией.
Трендовым является сегодня также «стиль Чикаго» – гардероб, ставший популярным, благодаря одноименной пьесе. Это короткие платья-трапеции, сшитые из шифона и атласа, шелка и газа. А для мужчин – типичный «гангстерский» костюм и шляпа-борсалино.
Многие дома – Chanel, Moschino, Gucci, Yves Saint Laurent, Valentino – делают ставку на украшения в стиле арт-деко. Колье, сотуары, длинные серьги, выглядящие так, как будто их достали из антикварных шкатулок, заполонили красные дорожки. Вы можете увидеть их на Шарлиз Терон, Алессандра Амбросио, Белла Хадид, Кейт Бланшетт и других селебретиc.
Наконец, совсем недавно, в рамках Парижского дня высокой моды, Джордж Армани представил женские костюмы, платья и даже жакеты в духе арт-деко. Он отделал их брызгами тюля, геометрическими инкрустациями, перьями марабу, асимметричной бахромой.
Все стили женской и мужской одежды от А до Я